Москва. 28 октября. ИНТЕРФАКС — Госзаказчики должны осторожно применять временные нормы по изменению существенных условий контрактов в сфере строительства, заявила заместитель главы Федерального казначейства Анна Катамадзе в ходе Всероссийской практической конференции-семинара «Государственные и муниципальные закупки — 2022», организованной Институтом госзакупок.

«Эти нормы позволяют поменять (в контрактах — ИФ) почти все (любые существенные условия — ИФ), что раньше было невозможно, — сказала Катамадзе. — Понятно, что эти нормы были приняты под давлением внешней ситуации, для нивелирования внешних факторов, в том числе роста цен на строительные ресурсы. Но и с этим стоит разобраться — когда рост цен обоснован, а когда нет».

Впрочем, по мнению Катамадзе, обоснованными должны быть не только изменение цены, но и других условий (сроков исполнения контрактов, объемов и состава работ, пр.).

«Всеми этими возможностями заказчикам следует пользоваться с осторожностью, на каждое изменение получать и хранить у себя соответствующее обоснование, — подчеркнула Катамадзе. — Рано или поздно мы (контрольные органы) посмотрим внимательно на такие контракты — Эти нормы надо применять осторожно, при реальной необходимости».

Аналогично, по мнению регуляторов, следует относиться и к контрактам, заключаемым с единственными поставщиками по новым, временным, основаниям.

Речь идет о принятых в течение текущего года поправках к закону «О контрактной системе» (44-ФЗ) и о подзаконных нормативных актах, которые вводят и регламентируют новые основания для заключения госконтрактов с едпоставщиками, для изменения существенных условий госконтрактов и т.п. Они были приняты как меры поддержки сферы закупок в условиях антироссийских санкций и частичной мобилизации в РФ.

Более того, в четверг Госдума РФ приняла поправки к 44-ФЗ, которые продлевают действие всех этих временных норм до конца 2023 года, а правительство РФ накануне выпустило постановление, продлевающее на следующий год право госзаказчиков на изменение существенных условий строительных контрактов (без согласования с правительством РФ или региональными органами власти — ИФ).

Здесь стоит отметить, что не все регуляторы выступали за продление этих норм в действующем виде. В частности, по оценке Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России, госзаказчики стали злоупотреблять новыми возможностями заключения контрактов с едпоставщиками, стали их заключать необоснованно.

Так, источник, знакомый с позицией ФАС, рассказал «Интерфаксу», что на начало октября госзаказчики заключили по новым основаниям (по решению правительства РФ или региональных органов власти) 12,6 тыс. контрактов на 533 млрд рублей. «Что, в свою очередь, может свидетельствовать о недобросовестном применении некоторыми заказчиками норм закона 46-ФЗ (вводит, в частности, новые основания заключения контрактов с едпоставщиками, изменения существенных условий контрактов — ИФ) в части злоупотребления правом на осуществление закупок у едпоставщика», — процитировал источник позицию ФАС.

При этом отметил, что по данным антимонопольного ведомства многие такие закупки осуществлялись на конкурентных товарных рынках. В частности, в ряде регионов были заключены контракты с едпоставщиками на поставку молочной, мясной продукции и других продуктов питания на 2,7 млрд рублей, на поставку мебели на 550 млн рублей, на поставку легковых автомобилей на 400 млн рублей. Также было совершено более 400 закупок у едпоставщика на выполнение работ по капитальному ремонту на 19 млрд рублей, более 100 закупок на выполнение работ по реконструкции объектов капитального строительства на 50 млрд рублей, более 480 закупок на выполнение работ по строительству на 160 млрд рублей.

Источник рассказал также, что при подготовке законопроекта о продлении временных норм о закупках у едпоставщика на 2023 год ФАС предлагала ввести два критерия, при одновременном наличии которых будет возможно заключение контрактов с едпоставщиками по новым основаниям. Один из них — обоснование нецелесообразности проведения конкурентной закупки ввиду необходимости нивелирования последствий действий недружественных стран посредством осуществления закупки у едпоставщика, а другой — обоснование социальной значимости планируемой закупки и необходимости безотлагательного проведения закупки у едпоставщика.

Принятый Госдумой закон эти положения в себя не включает.

Источник: ИНТЕРФАКС