В связи с возникающими вопросами о применении положений части 2 статьи 15 Федерального закона от 8 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 46-ФЗ) Минфин России и ФАС России сообщают следующее.
Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) в настоящее время предусмотрена возможность проведения конкурентных процедур в сжатые сроки, что способствует развитию конкуренции и эффективному расходованию бюджетных средств.
При этом частью 2 статьи 15 Закона № 46-ФЗ предусмотрена возможность высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации принять решение об установлении в период до 31 декабря 2023 г. в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, иных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории (далее — дополнительные случаи), а также об определении порядка осуществления закупок в таких случаях.
Законодательство Российской Федерации не содержит требований к условиям принятия вышеуказанных решений, в связи с чем дополнительные случаи определяются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации самостоятельно.
Положениями части 6 статьи 15 Закона № 46-ФЗ предусмотрен мораторий на применение запретов, предусмотренных статьями 15, 16 и 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к отношениям, связанным:
- с принятием в соответствии с частью 2 статьи 15 Закона № 46-ФЗ актов высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации;
- с осуществлением заказчиками закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с указанными актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
Указанный мораторий распространяется на правоотношения, возникшие с 8 марта 2022 г. (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 286-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
На основании изложенного в настоящее время вопросы определения целесообразности введения и применения в субъекте Российской Федерации и муниципальных образованиях, находящихся на его территории, дополнительных случаев отнесены к полномочиям высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
Источник: Минфин России